Закрепление изученных приёмов письменного сложения и вычитания в пределах 100(презентация)
|
«Пескорафия как средство обучения и развития детей младшего школьного возраста» Пескография — (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком. Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др. Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе. Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для младших школьников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе. Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем. Представлена система работы по применению пескографии как наглядно-практического метода обучения. Разработан, апробирован и внедрён в практику работы специальный комплекс игр, практических приёмов и упражнений с использованием техники пескографии. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Пескография – это уникальная возможность приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком, а также для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Песок — это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребёнку для рисования, игры. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Посещая занятия можно научиться создавать не только Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка. Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле — все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому рекомендую игры с сыпучими материалами. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и Техника рисования – пескография дает возможность развития: индивидуальности; мелкой моторики (повышение тактильной чувствительности); воображения, творческого мышления, пространственного мышления; речи; Идет подготовка руки к письму; повышается самооценка ребенка. Занятия пескографией способствуют:
коррекции эмоциональных и невротических нарушений; развитию психических процессов у детей; развитию двух полушарий головного мозга, гармоничному развитию личности; снятию стресса и гармонизации внутреннего состояния; более глубокому пониманию и принятию себя. Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком — это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова. Способы рисования:
Техника «засыпания» — используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте Техника «насыпания»: взяв песок в кулак, рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом
Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. - Способ «тёмным по светлому» (насыпание): он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными. Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет). Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами — машина. Простые графические упражнения: выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы - элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает. Материал: световой стол, магнитофон, проектор, мультимедийный экран, СD – диски с записями песен (мультимедийные презентации), песок, палочки, кисточки, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, формочками для пластилина, выпечки, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков, плоскостные шаблоны, трафареты, ракушки, мелкие игрушки, цветные камушки и другой бросовый материал. Направлять образовательную деятельность на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний. Создавать доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.Причины, для чего необходимо взрослому научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка. 1. Простота. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы, ездить по специальным магазинам в поисках необходимого. Потребуется только чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло). Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, манная крупа или кофе. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети.Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. 2. Красота. Ролики с песочной анимацией бьют рекорды просмотров в Интернете, ведь за работой художников по песку
Развитие мелкой моторики. Эта часть представляется наиболее очевидной и приятной. Дети младшей и средней группы только учатся обращению с песком. Здесь следует первоначально действовать «рука в руке». В ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Это: -действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же, с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; перетирать песок между ладонями; и т. д. отыскать в песочнице предметы определенный предмет -предметы с определенными характеристиками (гладкие-шершавые, большие-маленькие) -еще на этапе ознакомления с песком, и в дальнейшем, неменьшей популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем. Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам — наиболее удобной для них рукой. В любом случае после пользования ведущей рукой, те же движения выполняются другой рукой. Это, безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей. Можно предложить детям рисование на песке. -Дорожка, заборчик, дождик, лесенка, следы, волны, или змейки. Работа с контурами и шаблонами. -обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. В песочнице можно проводить ЛИТЕРАТУРА Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] – М.: ИНТ, 2010 -94с. Редактор русского издания И.А. Качанова. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256с. Толстикова О.В., Савельева О.В. Разработка основной общеобразовательной программы–образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. -224с. Федосеева М.А. Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель 2014-122с. |
|