Мельникович Галина Васильевна
логопед МБОУ ЕСШ №3
Образование – высшее.
Закончила — КГПУ, 2001г. «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы»,
Дальневосточную социально-гуманитарную академию, 2007г. «Логопедия».
Общий стаж педагогической работы – 30 лет.
В должности учителя-логопеда работает с 2003 года.
Квалификационная категория – высшая.
Режим работы кабинета учителя-логопеда:
- Пн – пт с 12:40 до 17-40;
- Выходной день – сб, вс
Что делает учитель-логопед в школе?
В настоящее время в школе работает логопедический пункт, в котором учитель-логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений.
Для создания специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработано и утверждено новое Положение об оказании логопедической помощи в образовательной организации.
Положение о логопункте ЕСШ 3.PDF
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Основной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- • накопление и совершенствование словаря;
- • развитие физического и речевого слуха;
- • развитие артикуляционной моторики;
- • коррекция звукопроизношения;
- • развитие грамматической стороны речи (обучение навыкам словообразования и словоизменения);
- • развитие связной речи;
- • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Коррекцией речевых нарушений занимается логопед в школе.
Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период. Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной и письменной речи ребёнка.
В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка. Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и самостоятельной письменной речью. Соответственно логопед оценивает звукопроизношение, состояние фонематического восприятия и фонематического анализа, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.
По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.
Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.
Групповые занятия длятся 35-45 минут, индивидуальные — 20 минут. В каждой группе по 3-6 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
Вопросы, по которым можно обращаться к учителю-логопеду:
• наличие специфических ошибок при письме (пропуск или замена букв, не дописывание букв и слов, зеркальное письмо, не замечает конец предложения);
• трудности при чтении (с техникой чтения не справляется, много ошибок);
• трудности в произношении звуков речи;
• трудности в составлении связного высказывания.